«Ватан» в Грузию 27 – 30 октября 2008 г

Publié le par Sophie Tournon

Сообщение о поездке делегации общества «Ватан» в Грузию 27 – 30 октября 2008 г.

 

 

 Для членов общества «Ватан» и движения за возвращение

 на Родину месхетинских турок.

 

 

С 27 по 31 октября 2008 года делегация общества «Ватан», по согласованию с рядом министров правительства Грузии, находилась в городе Тбилиси для обсуждения сложившейся ситуации в вопросе возвращения месхетинских турок на Родину.

После возвращения из Грузии, правление общества «Ватан» на собрании, проведенном 8 ноября в Москве, обсудило сложившуюся ситуацию. Было принято решение срочно ознакомить членов общества и всех месхетинских турок с результатами переговоров. А также информировать всех о сложившейся ситуации в деле возвращения на Родину.

К истории вопроса:

В 90-х годах Обществу «Ватан» удалось привлечь внимание международных организаций к решению нашей проблемы, а также добились проведения с нашим участием ряда встреч с руководством организаций ООН в Вене и Гааге. В 1998 году делегация консультативного органа Совета Европы «Федералисткий Союз Европейских Национальных Меньшинств» в главе с президентом Ромеди Арквинтом поставила условием своей положительной рекомендации для принятия Грузии в Совет Европы, признание проблемы месхетинских турок и необходимости ее решения. В 1999 году Республика Грузия приняла обязательство о возвращении месхетинских турок. А в 2001 году Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию № 1257 от 25 сентября, в которой признала месхетинских турок жертвами политических репрессий.

 Это было самым максимальным реальным достижением в истории нашей борьбы и решения нашей проблемы.

 После этого, в Грузии последовательно разработали несколько проектов законов о нашем возвращении. Однако все они были откровенно дискриминационными и не соответствовали элементарным правовым нормам демократической страны. Каждый раз, обществу «Ватан» с помощью российских правозащитников и международной общественности удавалось протестовать и препятствовать их принятию на стадии обсуждения этих проектов.

К сожалению, после смерти Юсуфа Сарварова в 2003 году, позиции общества «Ватан» в этом вопросе были утрачены. Некомпетентное руководство общества «Ватан» без осмысления и анализа положений Закона соглашалось с любым его вариантом. В 2007 году парламентом Грузии был принят последний вариант проекта закона: Закон Грузии "О репатриации лиц, насильственно переселенных бывшим СССР из Грузинской ССР в 40-х годах XX века», по прежнему содержащий ряд дискриминационных статей, на который указывали правозащитники. Некоторые положения этого Закона привели к тревожной ситуации, в которой мы оказались сегодня.

В октябре 2007 года в Москве, Совет Общества «Ватан» в соответствии с уставными полномочиями обосновал давно назревшую необходимость созыва съезда и с соблюдением процессуальных норм по организации и проведению съездов, провел очередной съезд Международного общества «Ватан». Съезд делегатов общества также прошел в полном соответствии и соблюдении уставных процессуальных норм, в присутствии гостей, сотрудников посольств и журналистов. Новым председателем общества был избран Асланов Таштан. Были сформулированы и единодушно приняты резолюции съезда, отразившие обсуждаемые проблемы и ситуацию.

Чрезвычайное положение заключается в том, что согласно тексту Закона о репатриации, принятому в 2007 году, срок подачи заявлений от месхетинских турок на репатриацию заканчивается в этом году. На данный момент обработано 15 (!) заявлений из Баку. Всего в азербайджанском обществе «Ватан», по их словам, собрано около 6 тысяч заявлений. Очевидно, что в оставшийся срок больше собрать не удастся.

 С одной стороны многие месхетинские турки только слышали о Законе и даже не имели возможности внимательно прочитать и критически осмыслить его текст. По понятным причинам эти люди плохо представляют себе свое будущее, если они переедут в Грузию на основании принятого в 2007 году Закона. А те месхетинские турки, которые смогли разобраться в Законе, опасаются в очередной раз стать жертвой продолжающейся с 1944 года депортации, потому что, исходя из норм принятого Закона, потенциальный репатриант может остаться вообще без какого-либо гражданства. Кроме того, решение государственных органов предоставляющих гражданство по своему усмотрению не может быть обжаловано. Многие месхетинские турки понимают всю сложность, а, иногда, и просто невозможность сбора всех требуемых на основании этого Закона документов.

 

Для обсуждения сложившегося чрезвычайного положения, члены правления международного общества «Ватан» были приглашены в город Тбилиси с 27 по 31 октября этого года на встречи с главами министерств правительства Грузии, участвующих в реализации Закона о репатриации. Правление «Ватан» определило трех человек в состав делегации из России.

27 октября делегация общества «Ватан» в составе председателя международного общества «Ватан» Асланова Т., и членов правления Пепинова Ф. и Алиева Ж. была принята в министерстве по делам диаспоры. С утра состоялась общая беседа с заместителем министра господином Мерабом Чукия вместе с рядом их сотрудников. После этого нас принял министр по делам диаспоры господин Июлон Гагошидзе. Беседа с ним была долгой, очень обстоятельной и очень полезной. Господин Министр с озабоченностью говорил о сложившейся ситуации с исполнением закона о репатриации, о необходимости переноса срока подачи заявлений, проявил искреннею заинтересованность в решении проблемы, проявил интерес к положению и проблемам месхетинских турок в России и Азербайджане. Откровенно обсуждались изъяны существующего закона и возможности действий в рамках этого закона.

Мы пришли к пониманию, что необходимо либо принятие нового Закона о репатриации, либо принятие Дополнения к существующему Закону (как сочтут возможным Законодательные органы). В новом Законе или в его Дополнении необходимо устранить положения, приводящие заявителя к безгражданству, пересмотреть список необходимых для заявителя документов.

С нашей стороны, на этой встрече мы выдвинули идею о том, что Закон о репатриации должен быть бессрочным. Именно бессрочность является принципиальным фактором решения этой проблемы. Мы приводили наши аргументы, пытались убедить его в том, что такое принципиальное решение одинаково важно как для месхетинских турок, так и для Республики Грузия. Мы считаем, что на какой бы длительный срок не продлили действие нынешнего или будущего Закона, после его окончания за пределами Грузии останется основная часть народа, среди которых всегда будут желающие вернуться на Родину. И снова реанимируется проблема возвращения. Очевидно, что наряду с проблемой возвращения депортированного народа, которую невозможно решить окончательно, тогда возникает дополнительная проблема разделенного народа. Эта которая также является признанной проблемой, которую необходимо решать. Бессрочность Закона полностью снимает с Республики Грузия какие либо претензии по этой части.

 

На следующий день, 28 октября нас принял Министр по реинтеграции господин Теймури Якобашвили. Мы изложили ему все то, что обсуждали в предыдущий день в Министерстве по делам репатриации. Господин Якобашвили согласился с негативной оценкой тех статей закона, о которых мы говорили ранее. Мы повторили свою позицию о сроках действия Закона и наши аргументы в пользу бессрочного Закона о репатриации. Господин Якобашвили со всей определенностью заявил, что он согласен с такой постановкой вопроса, считает это целесообразным и приемлемым для всех, и видит в таком подходе разумное решение многих имеющихся проблем. Он заверил, что будет высказывать это свое мнение перед законодательными органами, за которыми решение вопроса.

В тот же день состоялась весьма продуктивная встреча с Руководителем Отдела репатриации Министерства по делам беженцев и расселению господином Ираклием Кокия, непосредственным ответственным исполнителем процесса репатриации. Он продемонстрировал, что знает все проблемные статьи Закона, вызывающие негативное отношение к Закону в целом. Господин Кокия заявил, что поскольку существующий текст Закона является единственным документом, то необходимо работать по данному тексту Закона, пока нет другого. К сожалению отсутствуют подзаконные акты, комментарии или распоряжения по исполнению Закона. В этих условиях, господин Кокия заверил, что его Отдел проявит максимально возможную лояльность к заявителю при работе с поданными документами. Они уже провели некоторые обобщения в перечне документов, где было 17 позиций. Он представил сокращенный до 11 позиций, новый список документов, необходимых для сбора и представления от заявителя. Господин Кокия считает, что несмотря на серьезные недостатки Закона, необходимо и можно работать по нему до окончания указанного в нем срока. Он выразил уверенность, что после окончания текущего срока подачи заявлений, законодатель дополнительным актом решит обсуждаемые нами проблемы.

Далее мы посетили Регионального представителя Европейского Центра по Делам Меньшинств господина Тома Триера в его офисе. Мы рассказали ему о целях нашего визита и обо всех проведенных обсуждениях. Господин Триер с большим удовлетворением и одобрением отнесся к результатам наших обсуждений. Интересовался подробностями внутренней общественной жизни месхетинских турок, просил рассказать о проведенном в Москве последнем съезде общества «Ватан». Мы информировали его о проблемах нашего общества, ознакомили с протоколами и резолюциями проведенного съезда, об изменениях в руководстве общества «Ватан».

 В свою очередь, господин Триер информировал о своем участии в борьбе против предыдущих проектов законов, о том, что в их организации они в конце концов сами решили подготовить свой вариант Закона. Однако, неожиданно для них был принят текст Закона, разработанный за два года до этого и подвергаемой их критике. Он призвал работать в меру возможностей по утвержденному Закону.

С господином Триером обсудили давно назревшую и необходимую программу развертывания сети пунктов МОМ в России по сбору заявлений от месхетинских турок. Мы еще раз подтвердили важность и актуальность этой программы для России. Наша разбросанность по 26 областям России делает практически очень трудным информирование желающих узнать о правилах репатриации, защитить их от произвола местной администрации. Дело в том, что в настоящее время в некоторых регионах России местные власти стали составлять списки месхетинских турок, якобы выезжающих в Грузию, и предлагать им сдавать властям свои дома по остаточной цене. Такая информация стала поступать в общество «Ватан» из разных регионов в этом году, после того как к Президенту России Медведеву Д.А. обратился с письмом бывший в то время председатель общества «Ватан» Барабакадзе. Письмо опубликовано в газете «Ватан йолунда». В письме содержится просьба к Президенту России организовать по всей стране сбор заявлений о переезде в Грузию от месхетинских турок. Власти на местах отреагировали на эту просьбу таким образом. Это по сути дела провокация в отношении месхетинских турок – граждан России. И печальный опыт Краснодарского Края в отношении месхетинских турок может быть перенесен на всю Россию. Поэтому программа Тома Триера очень актуальная и своевременная, может стать защитой и для тех, кто не намерен переезжать в Грузию и для тех кто желает переезда.

 

Посетив посольство Турции в Грузии, мы информировали советника посла Турции, господина Хусейна Оздемира, о сути наших переговоров в министрами правительства Грузии. Просили поддержки в Совете Европы позиции общества «Ватан», выраженной в резолюции нашего съезда, о том, что принятие Закона о репартиации не является выполнением обязательств Грузии принятых в 1999 году. Господин Оздемир с сочувствием и пониманием отнесся к нашим проблемам.

В последний день, Министр по делам диаспоры господин Июлон Гагошидзе вместе с сотрудниками принимал нас для подведения итогов всех обсуждений. Мы информировали господина Министра о всех наших встречах и о всех обсужденных вопросах, изложенных выше. На основании этой информации, сотрудники его министерства составят письменный отчет для законодательных органов принимающих решения.

 По итогам переговоров, мы сформулировали новый взгляд на нашу проблему и на последней встрече поставили вопрос о том, что если законодатель примет решение либо о новом Законе, либо о дополнении к Закону без ограничения срока его действия, то только одно это положение Закона придает нашей проблеме новое содержание, новое измерение. В этом случае все месхетинские турки, живущие и в данный момент и в будущем за пределами Грузии фактически становятся диаспорой Грузии. Насильственно вывезенные из Грузии, оставаясь категорией депортированных, они и их потомки также отвечают всем понятиям диаспоры. Вся история их отношения к Родине, их любовь к Родине подтверждает это. В их лице Грузия приобретает многочисленную диаспору в разных странах, на которую можно безусловно рассчитывать и положиться во всех вопросах культурных и национальных интересов Грузии. Этот фактор безусловно сыграет огромную роль в установлении взаимного доверия между депортированным народом и государством Республика Грузия.

С этой точки зрения, всю программу возвращения на Родину могло бы осуществлять Министерство по делам диаспоры, как координатор других исполнительных органов и соответствующих Министерств. Министр по делам диаспоры сказал, что он в принципе поддерживает такой взгляд на проблему, и непременно ознакомит и обсудит это с коллегами в правительстве.

Завершая наши переговоры, мы договорились о приглашении представителей министерств из Тбилиси на наши ближайшие собрания и о необходимости поддержки постоянного диалога между нами.

Обращаясь к членам общества «Ватан» и движения за возвращение месхетинских турок на Родину, хотим отметить кардинальное изменение в отношении новых членов правительства Грузии к проблеме репатриации месхетинских турок. В сложившейся сложной ситуации мы теперь можем надеяться на взаимное доверие и взаимную откровенность по всем болезненным вопросам. Надеемся решать наши проблемы без дискриминации нашего человеческого, культурного и национального достоинства.

 

Члены делегации: Асланов Т., Пепинов Ф., Алиев Ж.

 

Commenter cet article